Заказ обратного звонка

В настоящее время наш рабочий день окончен, но мы с радостью свяжемся с Вами в ближайшее время.

Заказ обратного звонка

Ваше сообщение отправлено.

lt   lv  

Шесть уникальных особенностей погрузчика БелАЗ-78250

Прототип погрузчика БелАЗ-78250
Прототип погрузчика БелАЗ-78250


На Белорусском автозаводе сейчас проходит испытания самый большой в нашей линейке фронтальный погрузчик БЕЛАЗ-78250 с объемом ковша 11,5 метра кубического грузоподъемностью 20–22 тонны.

Это вдвое больше, чем у предшественника, коим является БЕЛАЗ-7822: вместимость его ковша составляет 6 кубометров, а грузоподъемность – 10 тонн. Впрочем, величина – не единственное, чем выделяется новый погрузчик среди другой техники, выпускаемой нашим предприятием. Уникальность данной машины обеспечивают прогрессивные технические решения по целому ряду систем и узлов. Об этих особенностях нашему корреспонденту рассказал начальник КБ спецтранспорта УГК НТЦ Анатолий УРБАНОВИЧ.

ПЕРВОЕ – ЭЛЕКТРОТРАНСМИССИЯ

На БЕЛАЗ-78250 установлена электромеханическая трансмиссия (ЭМТ) переменного тока производства петербургского завода «Электросила», филиала ОАО «Силовые машины», тогда как старые наши погрузчики – с гидромеханической трансмиссией (ГМТ). Электропривод спроектирован на элементной базе, используемой на карьерных самосвалах БЕЛАЗ-75581 грузоподъемностью 90 тонн. Стоят такие же тяговые электродвигатели, только вот генератор более мощный, так как питать нужно не два мотор-колеса, а четыре, ведь машина полноприводная. Кроме того, созданы оригинальные шкаф управления и программное обеспечение, потому что рабочие циклы погрузчика и самосвала абсолютно разные.

Как отмечает Анатолий Урбанович, БЕЛАЗ-78250 уникален именно для нашего предприятия. На мировом рынке спецтехники аналоги имеются. Так, погрузчики грузоподъемностью 20 тонн производят «Caterpillar» (США) и «Komatsu» (Япония), правда, эти машины с гидромеханической трансмиссией. А вот еще один американский производитель – «LeTourneau» – давно сделал ставку на электромеханику, причем 22-тонник находится в начале модельного ряда колесных погрузчиков с ЭМТ, выпускаемых этой компанией. Самым же большим в линейке техники марки «LeTourneau» является погрузчик, который способен за один раз набирать в ковш 75 тонн породы.

Конкуренция серьезная, однако у БЕЛАЗ-78250 есть шансы занять свою нишу на рынке, чему может поспособствовать следующий фактор уникальности.

ВТОРОЕ – УНИФИКАЦИЯ С 90-ТОННИКОМ

На новом погрузчике установлен экономичный дизельный двигатель Cummins QST 30-C с электронной системой управления и диагностики. Такой же двигатель применяется и на наших 90-тонных карьерных самосвалах – как на БЕЛАЗ-7557 с ГМТ, так и на БЕЛАЗ-7558 с ЭМТ. Плюс, как уже говорилось выше, элементная база электропривода погрузчика аналогична той, что установлена на 581-й машине. Это сделано для того, чтобы в одном карьере и на перевозке, и на погрузке работали машины, унифицированные как по двигателю, так и по элементам трансмиссии, что немаловажно для организации качественного сервиса. БЕЛАЗ-75581 имеет на достаточно емком рынке 90-тонников хорошие перспективы и вполне способен «потянуть» за собой новый погрузчик, основная размерность которого предназначена специально под грузоподъемность 90 тонн – это основная машина, под которую его разрабатывали, хотя он может грузить самосвалы до 130 тонн.

ТРЕТЬЕ – «УМНАЯ» ГИДРОСИСТЕМА

Современная объединенная гидросистема, призванная обеспечить надежность и высокую динамику работы погрузчика БЕЛАЗ-78250, полностью управляется компьютером. Специалисты Белорусского автозавода разрабатывали для нее силовое оборудование, а компании «Bosch Rexroth» – гидрораспределительную аппаратуру и программное обеспечение. Сейчас программисты фирмы «Линтера ТехСервис», представляющей «Bosch Rexroth» в Беларуси, вместе со специалистами «Электросилы» трудятся над наладкой совместной работы систем управления гидравлики и электропривода, чтобы те были взаимосвязаны, работали слаженно, помогали друг другу.

«Испытатели экспериментального цеха уже прозвали этих ребят «кибернетиками», – рассказывает Анатолий Урбанович. – И теперь, когда я появляюсь в цехе, как бы в шутку докладывают: «Кибернетики» работают дальше, поэтому к погрузчику подходить нельзя!». Кстати, определение дали достаточно верное, ведь кибернетика – это наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах».

ЧЕТВЕРТОЕ – ДЖОЙСТИК ВМЕСТО РУЛЯ

В обозначенных выше целях специалисты «Линтеры» ведут также наладку рулевого управления. Кстати, в кабине нового погрузчика нет привычного для нас руля, а установлены два электронных джойстика: правый отвечает за рабочее оборудование (нечто подобное применяется и на наших серийных погрузчиках), а левый, что является для нас новшеством, берет на себя функции рулевого колеса и управляет электротрансмиссией.

Анатолий Урбанович считает, что поскольку у джойстика чувствительность намного выше, чем у рулевого колеса, управлять им сложнее, но после должной настройки и обучения операторов все станет на свои места.

«На первом образце погрузчика мы решили отработать версию с двумя джойстиками, – поясняет Анатолий Степанович. – И если она заработает нормально, появятся определенные преимущества. Например, оператор погрузчика будет меньше уставать, потому что рулевое колесо все-таки надо целую смену крутить, а здесь многотонная машина поворачивается легким движением кисти руки».

ПЯТОЕ – АВТОПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Система автоматического позиционирования рабочего оборудования позволит водителю-оператору автоматически осуществлять поднятие ковша на предустановленные высоты и возращение его в рабочее положение. За это будут отвечать заложенные в программу настройки работы погрузчика с конкретными самосвалами марки «БЕЛАЗ». У 90- и 130-тонника борта платформы находятся на разной высоте. Нажатие кнопки – и оператору уже не нужно концентрировать столько внимания на том, когда ему необходимо остановить подъем стрелы или поворот ковша, ведь отслеживать эти процессы на протяжении всего рабочего цикла будут датчики, установленные на стреле и рабочем оборудовании. Это увеличит удобство и эффективность действий оператора.

Система автоматического позиционирования рабочего оборудования позволит водителю-оператору автоматически осуществлять поднятие ковша на предустановленные высоты и возращение его в рабочее положение. За это будут отвечать заложенные в программу настройки работы погрузчика с конкретными самосвалами марки «БЕЛАЗ». У 90- и 130-тонника борта платформы находятся на разной высоте. Нажатие кнопки – и оператору уже не нужно концентрировать столько внимания на том, когда ему необходимо остановить подъем стрелы или поворот ковша, ведь отслеживать эти процессы на протяжении всего рабочего цикла будут датчики, установленные на стреле и рабочем оборудовании. Это увеличит удобство и эффективность действий оператора.

ШЕСТОЕ – ВЗВЕШИВАНИЕ ГРУЗА

Также датчики на рабочем оборудовании будут осуществлять взвешивание поднимаемого груза. Эта информация будет отображаться на жидкокристаллическом дисплее на панели приборов в кабине погрузчика. Можно будет и просуммировать данные, чтобы посмотреть, насколько загружен самосвал.

СТАДИЯ ГОТОВНОСТИ

По словам Анатолия Урбановича, БЕЛАЗ-78250 уже научился не только «ходить», но и «бегать» с нужной скоростью, а сейчас он учится грузить, то есть выполнять свои основные функции. Продемонстрировать работу в паре с карьерным самосвалом грузоподъемностью 130 тонн новый погрузчик должен в двадцатых числах апреля, когда потребители нашей техники и партнеры съедутся в Жодино на традиционную научно-техническую конференцию.

Дмитрий БУЛАЙ
Фото Инны МУДРЕЦОВОЙ
Материал предоставлен редакцией газеты "Новости БелАЗа"